1 декабря 2006 •

Павел КАРИН, фото автора и фирмы Volkswagen

Начиналось все замечательно. Отправившись для знакомства с обновленным компактвэном Volkswagen Touran в Рим, я на несколько дней вернулся в лето: вместо промозглого нуля — плюс 21! Отыскал на стоянке свою машину, закинул в багажник фотоаппаратуру — и отправился по маршруту. Но не проехал и десяти километров, как в зеркалах замаячил полицейский «фиатик».

— За что? — спросил я сидящего справа коллегу.

В этот момент на полицейском автомобиле включились мигалки. Остановиться? А еще через пару минут я увидел перед собой целый отряд полицейских. Все, приехали. Что я такого сделал? Выхожу из машины…

Volkswagen Touran первого поколения дебютировал три года назад — намного позже своих одноклассников, ежегодные продажи которых в Европе уже тогда достигли 1,2 млн машин. Но Touran, даром что тут же прослыл чуть ли не самым неприметным европейским автомобилем, жадно принялся наверстывать упущенное: уже продано более 640 тысяч машин. И вот — Touran обновленный.

Несмотря на то что еще на стадии разработки «первого» Турана маркетинговые исследования концерна Volkswagen показали, что покупателей в первую очередь интересует функциональность (запас пространства, возможность трансформации, оборудование салона), а внешность по результатам опроса занимала лишь шестую позицию в списке приоритетов, в глаза бросаются именно внешние отличия. Touran прищурил фары на манер купе-кабриолета Eos, а «пасть» фальш­радиаторной решетки по последней фольксвагеновской моде растянулась до нижней кромки бампера. Мужичок! Но фейслифтингом дело не ограничилось.

Двигатель 1.4 TSI предлагается в двух версиях — мощностью 140 или 170 л.с.
Салон по-прежнему функционален, а руль теперь от Гольфа

Главные новости — под капотом: как водится, хорошие и не очень. Но жалеть можно лишь о том, что Touran с новейшим 170-сильным турбодизелем 2.0 TDI к нам поставляться не будет, — российским поклонникам дизелей предложат два «дореформенных» турбомотора: 1.9 TDI (105 л.с.) и 2.0 TDI (140 л.с.). Хорошие моторы, но... Выбирая Touran для знакомства, я не раздумывая взял версию с бензиновым моторчиком 1.4 TSI. И ни на секунду, ни на одном участке проложенной окрест городка Брачиано трассы об этом не пожалел!

Дело в том, что на смену бензиновому мотору объемом 2,0 л (150 л.с.) пришел тот самый Twincharger, что дебютировал на «подогретом» хэтчбеке Golf GT. На этом 1400-кубовом двигателе с непосредственным впрыском топлива стоят последовательно расположенные механический нагнетатель и турбокомпрессор. Мотор предлагается в двух вариантах — мощностью 140 или 170 л.с. Любопытно, что заявленный расход топлива для более мощного варианта «двухнаддувного» мотора на пять процентов ниже, чем у двигателя 2.0 FSI. А если сравнить его с равным по отдаче «атмосферником» (это четырехцилиндровый двигатель объемом около 2,3 л), то «маленький» мотор окажется на 20 процентов экономичнее! Самое приятное, что обе версии двигателя 1.4 TSI будут представлены на нашем рынке. В моих руках оказалась более мощная, да еще в паре с коробкой DSG.

Кресла с регулировкой по высоте очень хороши, на потолке — откидывающиеся ящички для мелочовки и дисплей развлекательной системы
Сзади — складываемые, сдвигаемые и съемные по частям кресла
Сиденья второго ряда снимаются за считанные секунды

Восторг! Мощное, насыщенное ускорение во всем диапазоне оборотов, которому позавидуют многие двухлитровые моторы, даже с турбонаддувом. Огромный для рабочего объема 1390 см3 крутящий момент (240 Нм) достигается в диапазоне от 1500 до 4750 об/мин. Тяги хватает везде и всегда — будь то скоростной обгон или выход из поворота горной дороги. С коллегой из Питера (он, кстати, участник чемпионата России по ралли) мы нашли извилистый кусочек дороги и раз пятнадцать промчались туда-сюда. Вообще-то мы и не думали гоняться на компактвэне, но Touran сам виноват: отменная настройка шасси, позволяющая машине цепко держаться за дорогу, минимальные крены, «прозрачное» рулевое управление, отличный мотор, «скорострельная» коробка. А звук... Ни дать ни взять «горячий» хэт... компактвэн!

Из недостатков — разве что «вязкое» усилие на педалях газа и тормоза, осложняющее дозировку, да «затыкающийся» при быстром вращении электроусилитель руля. А по-спортивному плотная подвеска заставляет кузов вздрагивать на мелких неровностях. Зато раскачки нет и в помине.

Зачем столько драйва семейному компактвэну? Не знаю, но мне понравилось.

А что с «семейными ценностями»?

Они остались неизменны: три ряда сидений (третий ряд — опция, которую заказывают 40% покупателей) двигаются и складываются по частям, есть множество отделений для мелких вещей, а на потолке нашей версии (Highline) — еще и цветной дисплей для задних пассажиров. Из изменений в салоне в глаза бросается только руль: теперь он не от Polo, а от Гольфа. В целом же интерьер, как и раньше, воспринимается очень добротным — это относится и к материалам, и к качеству подгонки панелей. Разве что маловато простора на втором и третьем рядах — отправляясь в дорогу большой компанией, придется выгадывать, кому за кем сесть. Из курьезных недочетов — задевающий за выдвинутый вперед подлокотник «ручник».

Для прохода на третий ряд нужно откинуть кресло второго. Места на галерке немного, но поместиться вдвоем можно
Полицейские не пустили нас в закрытый по случаю торжества город. Зато мы нашли объездную извилистую трассу, где оторвались по полной!
Задние фонари стали более выразительными. В «подполье», как и раньше, — места для мелочовки

А еще Touran удивил тем, что теперь умеет парковаться сам. Почти сам. Во всяком случае, делать это на нем заметно проще, чем на новейшем купе Mercedes CL, тоже оснащенном «парковочным» помощником. Если водителю Мерседеса нужно следить за картинкой на панели приборов и вращением руля совмещать действительную «траекторию» с желаемой, то фольксвагеновская система Park Assist сама крутит руль! Подъехав к месту стоянки, надо нажать на кнопочку рядом с рычагом коробки передач, затем, увидев разрешающий сигнал на дисплее панели приборов, включить заднюю передачу, а потом… вообще отпустить руль! Все, что потребуется дальше, — лишь работать педалями «на слух»: по звуку, информирующему об опасном сближении. Место на парковке «самостоятельный» Touran занимает в два приема и максимум за 15 секунд. Ничего общего с ерзанием на экспериментальном Ситроене С3 (см. АР №15, 2005). Жаль, конечно, что вволю «поиздеваться» над системой Park Assist не хватило времени: например, поставить припаркованные автомобили под разными углами, поместить между ними «незаметные» помехи... Но даже если система окажется дееспособной только в тепличных условиях — это отличное подспорье.

Мы все равно проведем «парковочный» тест — уже в Москве, куда обновленный Touran прибудет в конце зимы. Тогда же будет и полная ясность с ценами. Пока же сошлемся на представителей концерна Volkswagen: они уверяют, что на машины со «старыми» турбодизелями цены изменятся незначительно (сейчас — от $29000 за Touran 1.9 TDI), а Touran со 170-сильным двигателем 1.4 TSI может оказаться дешевле нынешней версии с мотором 2.0 FSI (то есть менее $33000), причем для него будет доступна роботизированная коробка DSG. В Германии, например, Touran 1.4 TSI в базовом исполнении стоит $29300. А вскоре появится стилизованный под кроссовер Cross Touran, но только с передним приводом: в версии 4Motion компактвэн выпускаться не будет.

Ну а чем закончилась история с полицейскими? Нарушить правила я не успел. Оказывается, на пути проложенного организаторами маршрута в тот день пела и плясала свадьба Тома Круза, и местные полицейские от греха подальше отправляли простых смертных в объезд. Даже обидно.

 


Турбо — компрессор

Схема наддува с последовательно расположенными турбокомпрессором и механическим нагнетателем — редкость в мире автомобильных моторов. Впервые ее использовала заводская раллийная команда Lancia в середине восьмидесятых на модели S4. А сегодня помимо концерна Volkswagen «двойной последовательный» наддув серийно применяет BMW, но только на турбодизелях — и с двумя компрессорами. А у Фольксвагена наддув комбинированный.

На малых оборотах избыточное давление на впуске мотора 1.4 TSI обеспечивает роторный компрессор типа Roots с приводом от коленчатого вала: агрегат, разработанный совместно с инженерами фирмы Eaton, развивает максимальное давление в 2,5 атм уже при 1500 об/мин. А начиная с 2400 об/мин в помощь компрессору подключается турбонагнетатель, который после 3500 об/мин работает в одиночку. В итоге двигатель рабочим объемом всего 1390 см3 развивает 170 л.с. и 240 Нм крутящего момента — как «атмосферник» объемом 2,3 л!

Чтобы компактный мотор выдерживал большие нагрузки, вызванные высоким давлением наддува в сочетании с невероятно высокой степенью сжатия (10,0:1), блок цилиндров сделан чугунным, а коленчатый вал усилен. Бензин впрыскивается в цилиндры под давлением до 150 атм. Для модели Touran средний заявленный расход топлива не превышает 7,6 л/100 км. Сейчас 170-сильная версия этого двигателя устанавливается на Golf GT и Touran, причем для Турана есть и Twincharger поскромнее — 140 л.с. По словам инженеров концерна Volkswagen, воодушевленных успехами двигателя 1.4 TSI (мотор получил две награды на конкурсе Двигатель года-2006), они будут стремиться к дальнейшему снижению рабочего объема: надо полагать, система Twincharger появится и на моторах рабочим объемом 1,2 л.


Только без рук!

В основе разработанной концерном Volkswagen системы Park Assist — четыре ультразвуковых датчика (по два в каждом бампере) и модуль управления. Также Park Assist включает «обычный» парктроник и «противооткатную» систему Hill Hold Control, облегчающую старт в горку.

Пока автоматический парковщик оказывает свою помощь только в случае «параллельной» парковки задним ходом (на «своей» или «встречной» обочине), причем запас пространства должен быть не менее 1,4 м.

Руль крутится сам — очень непривычно!
Эта индикация означает, что Touran отыскал в ряду стоящих машин свободное место и готов приступить к «самостоятельной» парковке

Приближаясь к месту предполагаемой стоянки, нужно нажать кнопку на центральном тоннеле и двигаться не более чем в полутора метрах от ряда припаркованных автомобилей не быстрее 30 км/ч. Как только датчики системы Park Assist обнаружат подходящее местечко, на дисплее приборной панели появится команда включить заднюю передачу. Дальше — без рук, но с ногами: слушай сигналы парктроника, газуй да тормози. А электроусилитель будет самостоятельно вращать руль. Останавливать автомобиль система Park Assist пока не умеет и не берет на себя ответственность за парковку между деревьями, фонарными столбами и прочими «неформатными» препятствиями. А при попытке водителя взять управление в свои руки или превышении «парковочной» скорости (7 км/ч) система тут же отключается.


Паспортные данные
Автомобиль Volkswagen Touran
Модификация 1.6 1.4 TSI 1.9 TDI 2.0 TDI
Тип кузова компактвэн компактвэн компактвэн компактвэн
Число мест 5—7 5—7 5—7 5—7
Длина, мм 4407 4407 4407 4407
Ширина, мм 1794 1794 1794 1794
Высота, мм 1635 1635 1635 1635
Колесная база, мм 2678 2678 2678 2678
Объем багажника, л 695—1989* 695—1989* 695—1989* 695—1989*
Двигатель бензиновый бензиновый, с механическим нагнетателем и турбонаддувом турбодизель турбодизель
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1595 1390 1896 1968
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 81,0/77,4 76,5/75,6 79,5/95,5 81,0/95,5
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 102/75/5600 140/103/5600 (170/125/6000) 90/66/4000 (105/77/4000) 140/103/4000 (170/125/4200)
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 148/3800 220/1500—4000 (240/1500—4750) 210/1800—2500 (250/1900) 320/1750—2500 (350/1750—2500)
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая
Привод на передние колеса на передние колеса на передние колеса на передние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые дисковые
Шины 195/65 R15—205/55 R16 195/65 R15—205/55 R16 195/65 R15—205/55 R16 195/65 R15—205/55 R16
Максимальная скорость, км/ч 179 200 (212) 171 (179) 200 (214)
Время разгона 0—100 км/ч, с 12,9 9,8 (8,5) 14,9 (13,2) 10,2 (9,0)
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 11,0 9,7 (10,3) 7,5 (7,4) 7,6 (8,5)
загородный цикл 6,5 6,1 (6,2) 5,3 (5,2) 5,2 (5,6)
смешанный цикл 8,1 7,4 (7,6) 6,0 (5,9) 6,0 (6,6)
Емкость топливного бака, л 60 60 60 60
Топливо бензин АИ-95 АИ-95 дизтопливо дизтопливо
* При сложенных задних сиденьях
Данные в скобках — для более мощных версий двигателей

Источник: АвтоРЕВЮ