15 сентября 2007 •

Александр Диваков, Юрий Ветров | Фото Степана ШУМАХЕРА

Компактвэны выбирают исключительно рассудком — эмоции побоку! Или нет? Взгляд на Citroen C4 Picasso способен посеять зерна сомнения. Компактвэны все больше и больше нравятся россиянам — недаром продажи за прошлый год возросли на 70%. А кто больше по душе нам — Citroen C4 Picasso с двухлитровым мотором и роботизированной коробкой передач, Volkswagen Touran с чудо-мотором 1.4 TSI и трансмиссией DSG или Ford C-MAX 2.0 с «автоматом»?

Новый C4 Picasso — произведение искусства. Пасхальное яйцо Фаберже с изящно изогнутым экватором поясной линии, инкрустацией алмазами фар и рубинами задних фонарей. А внутри и вовсе попадаешь в другое измерение. С привычными стереотипами тут надо расстаться раз и навсегда!


У С4 Picasso нейтральная поворачиваемость, но крены слишком велики

Неподвижная «ступица» руля с россыпью удобных кнопок, приборы в центре панели, магнитола под крышкой (чтобы не портила своим обыденным видом стильный интерьер)... Раздельный климат-контроль разделен кардинально: у водителя — основной пульт слева от руля, а передний пассажир может изменять только температуру в правой части салона. Даже рычажки электрорегулировок передних кресел расположены не как у всех, а на внутренней боковине подушки.

А это что за тоненький рычажок торчит на рулевой колонке? Оказывается, это селектор автоматизированной коробки!

Дополняет картину стеклянная крыша и сверхпанорамное лобовое стекло. Сдвигаешь солнцезащитные козырьки, оказавшиеся на поверку специальной шторкой, — и над головой открывается такой вид на небо, что дух захватывает.

Парковка разрешена! Citroen сам может определить необходимый для этого промежуток между машинами Французский автомобиль — со встроенным ароматизатором Солнечный круг, небо вокруг — это стеклянная крыша
У Picasso в багажнике — фонарик Оригинально, стильно и светло
Стекло на пятой двери C4 Picasso можно открыть отдельно

Конечно, без накладок не обошлось. Дисплей спидометра прячется за ободом баранки, кнопки и экранчик «левостороннего» климатического пульта от водителя тоже скрыты. Зато повсюду — масса отсеков для мелочовки. Только на передней панели с большим «холодильником» в цент­ре их четыре. И сидеть за рулем удобно: отлого установленный маленький бублик сразу ложится в руки и регулируется по высоте и вылету, а кресла с широко расставленными валиками боковой поддержки и обивкой из нежной алькантары и вовсе роскошны.

Совсем другое дело — Volkswagen Touran. Этот — традиционалист и рационалист до мозга своих механических костей. Хмурая мордочка, как у Пассата, сундукообразный профиль. А интерьер? Его не рисовали — чертили. Зато все выверено, все на своих местах. Цепкие тканевые кресла-ковши, маленький «спортивный» руль — все регулируется в широчайших диапазонах. Привычные фольксвагеновские шкалы, высоко расположенный и оттого чрезвычайно удобный блок климат-контроля… Орднунг юбер аллес — порядок превыше всего!

Citroen С4 Picasso Ford C-MAX Volkswagen Touran
Аналоговые приборы Форда и Фольксвагена читаются отлично, а вот в раскиданные по краям «цифровые» спидометр и тахометр Ситроена надо всматриваться

Обновленный Ford C-MAX — некий компромисс, золотая середина. Он не скучен: ему к лицу новые раскосые фары с бровями габаритного света и «вертикальные» противотуманки. Но и французским дизайнерским экстремизмом тут не пахнет. В салоне — плавные обводы, уместные металлизированные вставки. Посетовать можно разве что на блики магнитолы и простоватые приборы. Зато они сверхинформативны. Даже положение селектора «автомата» отображается крупным символом в центре приборной панели, причем с подсказками для ручного режима.

Центральный пульт управления микроклиматом — слева от водителя
Пользоваться подрулевыми лепестками, россыпью кнопок и «крутилок» на ступице руля удобно
Мягкие кресла Ситроена сильно давят на позвоночник сутулого человека
Сзади откидные столики — как в самолетах

А вот для задних пассажиров Ford не столь удобен, как Citroen. В Ситроене действительно вольготно! Мало того что нет центрального тоннеля и есть возможность комфортно сесть сзади втроем, так еще и средний пассажир может свободно вытянуть ноги: бокса-то между передними сиденьями тоже нет! Вдобавок есть пульт управления климатом — задние седоки могут регулировать интенсивность обдува. Жаль, что задние сиденья только складываются — удалить их из салона нельзя.

Touran и C-MAX потеснее. При посадке коленям мешают откидные столики, среднему пассажиру — бокс и центральный тоннель. Зато в обеих машинах можно вынуть среднее из трех раздельных задних кресел и оказаться в четырехместном салоне. В Форде, сдвинув по диагонали назад сиденья с подлокотниками, получаешь поистине царский комфорт для двоих. Жаль, делать это неудобно — все фиксаторы и защелки работают через пень-колоду. То ли дело Volkswagen — тут все как по маслу. Лучший трансформер! Однако и здесь не без ложки дегтя: у задних кресел нет подлокотников, поэтому четырехместная конфигурация — вещь в себе. Сидишь словно на стуле посреди пустой комнаты.

Нужно перевезти холодильник или закинуть внутрь двадцать пакетов из супермаркета? Тут Citroen хорош. Багажник просторен, погрузочная высота — наилучшая в троице. Вдобавок отдельно открывается стекло пятой двери, есть фирменная термотележка для пикника, фонарик и много других полезных мелочей. Французы обожают не только семейный шопинг, но и выезды на природу!

Багажник Турана аккуратен и с объемным подпольем — педанты будут в восторге. А Ford проигрывает оппонентам и по объему багажного отсека, и по качеству обивки. Впрочем, и он неплох.

Два задних кресла в просторном Туране — как два стула посреди пустой комнаты: неуютно
Touran и C4 Picasso имеют полноразмерные запаски, а в C-MAX (на фото) за доплату в $50 положат докатку Volkswagen Touran — квинтэссенция немецкой педантичности и аккуратности

Да-да, вот верное слово для Форда — он неплох. Пусть он разгоняется медленнее, чем Volkswagen и Citroen, пусть у него излишне «длинная» вторая передача, зато четырехступенчатый «автомат» настроен идеально. Пусть подъемы загруженный под завязку C-MAX берет неохотно, пусть темпераментным натурам он покажется вялым, но ездить на нем не спеша просто и удобно: он следует за педалью газа как привязанный. Не это ли главное для семейной машины?

На потолке Турана — очечник и два отсека для книг формата А5
Бардачок неглубок, но высок У фольксвагеновских кресел — отличный профиль и мощная боковая поддержка

А Volkswagen удивляет: откуда у скромного бюргера такой темперамент? Дело в том, что у Турана уникальный мотор — «четверка» 1.4 TSI c двойным наддувом. Приводной нагнетатель обеспечивает тягу «на низах», затем в дело вступает турбокомпрессор — и соперники с двухлитровыми моторами остаются позади! А какой у «двухнаддувника» звук — сочный, рычащий… Вот только «чудо-робот» DSG с двумя сцеплениями порой досаждает нелогичными переключениями и большими запаздываниями в режиме Drive. Но все проблемы снимает позиция Sport.

Citroen по ощущениям не менее динамичен, нежели Volkswagen. Но все портит роботизированная «механика», спотыкающаяся на каждой передаче. При «плавном педалировании» клевки не столь заметны, да и запаздывания невелики. Но в пробках задумчивость при включении первой передачи раздражает. А уж если поехать поактивнее — вообще беда. Задержки, рывки... Одна надежда на ручное переключение удобными лепестками под рулем.

Citroen С4 Picasso Ford C-MAX Volkswagen Touran
«Робот» Ситроена хорош только при размеренной езде, хваленая коробка DSG Фольксвагена тоже запаздывает в режиме Drive, а наиболее предсказуемо переключается «автомат» Форда

Что касается разгонной динамики, то мы специально устроили для компактвэнов отдельный зачет в виде «подъема на холм» с полной загрузкой, измерив скорость на вершине тарированного подъема. Чуда не случилось: Touran набрал 94 км/ч, C4 Picasso — 86 км/ч, а C-MAX раскочегарился лишь до 80 км/ч. Зато если мы сравним средний расход топлива по показаниям маршрутных компьютеров, то самый быст­рый и одновременно наиболее прожорливый — это Touran (13,4 л/100 км). Сравните: у Форда за тот же тестовый пробег — 12,0 л/100 км. А Citroen и вовсе стал чемпионом по экономичности: всего 10,8 л/100 км, если верить бортовой электронике.

При этом Picasso еще и самый безопасный при экстренном торможении: чтобы остановиться со скорости 150 км/ч на асфальте динамометрической дороги Дмитровского полигона, ему понадобилось всего 92,7 м. Жаль, педаль в штатных режимах излишне «мягкая» — в отличие от Форда, привод тормозов которого настроен идеально. И все же по длине тормозного пути C-MAX проиграл Ситроену три метра. А Volkswagen с его «ватной» и очень чуткой педалью — аж семь метров! Может, шины Hankook виноваты?

Но корейские покрышки не помешали Фольксвагену развить самую высокую скорость на «лосином тесте» — 78,6 км/ч. Какое тут шасси! На прямой Touran непоколебим, но стоит отклонить баранку — и он уже в соседнем ряду. При таких маневрах иногда даже срабатывает система стабилизации! Сочное усилие на руле, моментальные реакции, практически нейтральная поворачиваемость… А если отключить ESP, то можно по-раллийному пройти поворот эффектным «веером»: в предельном вираже Volkswagen склонен к заносу.


Ford C-MAX надежен в виражах и в меру азартен

Но боже, как здесь трясет! Даже при полной загрузке Touran беспощаден к седокам. Удары от колдобин, доминирующий в салоне рык мотора — особенно если держать коробку в спортивном режиме… А сверху на все это накладывается аэродинамический свист, который, начиная со 140 км/ч, перекрывает все остальные шумы.

Фордовские инженеры явно подобрали более удачный компромисс. Прямую C-MAX держит не хуже Турана, но перестраивается из ряда в ряд спокойнее. И пусть Ford не так четко встает на дугу, пусть он сначала начинает скользить передком, зато потом он в полной власти водителя. Скольжения развиваются плавно и легко контролируемы — все благодаря кристально чистому и натуральному усилию на руле. Крены невелики, система стабилизации вмешивается лишь при коррекции заноса.

Фордовский интерьер в версии Titanium — образчик выверенного техно-стиля У Форда — глубокая «кладовка» Доплата за спортивные кресла — $790, и они того стоят

При этом C-MAX лидирует и по плавности хода — отлично сглаживает разнокалиберные неровности вне зависимости от загрузки. Жаль, что в салоне шумновато: особенно досаждает громкий гул шин на шероховатом асфальте.

А Citroen?

Он тоже хорош на высокой скорости: уверенно держит прямую, чутко реагирует на действия рулем. Реакции быстрые, спокойные и однозначные, усилие на руле не совсем натурально, но вполне информативно. В крутых поворотах — практически нейтральная поворачиваемость. Интересно, что даже под тягой Citroen не стремится распрямлять траекторию, а цепко держится на ней, немного ввинчиваясь внутрь поворота. Занос? Его мягко скорректирует неотключаемая (после 50 км/ч) система стабилизации. Но случись что, быстро объехать препятствие будет сложно, а то и вовсе невозможно — при быстром вращении руль намертво клинит!

Citroen С4 Picasso Ford C-MAX Volkswagen Touran
На задних местах вполне вольготно во всех машинах, но в Ситроене просторнее всего

Вдобавок великоваты крены, а на виражах — заметная диагональная раскачка, вызывающая отклонения от траектории. Если под колеса попадают жесткие неровности, то руль просто рвется из рук. Вся дорожная «мелочь» отзывается на кузове зудом, а на крупных кочках подвеску пробивает — ей не хватает энергоемкости. А уж тем, кто страдает морской болезнью, Citroen и вовсе противопоказан — укачает непременно. Одна отрада — в салоне очень тихо.

Так что выбрать?

Столик в Форде откидывается вниз, мешая коленям пассажира Стеклянная крыша на C-MAX — за $740 Для двоих на заднем ряду Форда — королевский комфорт

Подсчет баллов практически ставит знак равенства — разрыв между машинами не превышает пяти баллов! Все они хороши, все практичны… Но все-таки они разные.

Citroen С4 Picasso Ford C-MAX Volkswagen Touran
Volkswagen и Citroen радуют большими багажниками, у Форда отсек скромнее. Лучший «трансформер» — Touran. Ford C-MAX огорчил заедающими замками, а Citroen C4 Picasso — несъемными креслами

Volkswagen Touran — воплощенная Германия с ее скоростными автобанами и любовью к порядку. Строгий до скуки, практичный до мелочей при этом самый «драйверский» компактвэн в нашей троице. Цена адекватна качеству — столько же стоит менее универсальный Passat. Но Россия — не Германия, и на первый план у нас выходит все-таки плавность хода, а не азарт от вождения. Особенно если речь о семейном компактвэне. Кстати, продается Touran ни шатко ни валко — всего 507 машин за первую половину этого года.

Citroen C4 Picasso — это Франция. Потомки древних галлов любят и ценят красоту и комфорт: Citroen самый эффектный, самый просторный и самый тихий. И если закрыть глаза на изъяны в эргономике, на дерготню «робота» и перед каждой поездкой принимать таблетки от морской болезни, то Picasso — отличный выбор. Правда, дорогой. Цены только начинаются c $26830. А тестовый автомобиль стоит $48000!

Citroen С4 Picasso Ford C-MAX Volkswagen Touran
Ford — 145 л.с., Citroen — 143 л.с., Volkswagen — 140 л.с. Расстановка по мощности противоречит ощущениям и замерам динамики: впереди Touran, за ним — C4 Picasso, а последний — C-MAX

Ну а Ford C-MAX интернационален. Отличный баланс между драйвом и комфортом, между стилем и функциональностью. И ценник самый гуманный, несмотря на подорожание после рестайлинга. Недаром C-MAX до последнего полугодия удерживал лидерство среди компактвэнов на гольф-платформах: в 2007 году лучше продается только Opel Zafira — 3421 автомобиль против 2951.


Прогноз читателей Авторевю

Накануне этого теста посетителям интернет-сайта www.autoreview.ru мы предложили ответить на вопрос: «Какому из автомобилей-участников очередного теста Авторевю вы бы отдали предпочтение?»
Вот как распределились голоса:

Ford C-MAX - 38,64%
Volkswagen Touran - 37,18%
Citroen C4 Picasso - 24,18%


Проголосовали 7677 человек

Экспертные оценки Авторевю
Оцениваемые параметры Макс. балл Автомобили
Citroen C4 Picasso Ford C-MAX Volkswagen Touran
Дизайн 160 140 130 125
Внешность 80 70 65 60
Интерьер 80 70 65 65
Эргономика 160 130 140 135
Рабочее место водителя 80 60 75 70
Обзорность 80 70 65 65
Динамика 260 205 220 220
Разгонная динамика 80 55 60 65
Тормозная динамика 100 90 90 85
Управляемость 80 60 70 70
Ездовой комфорт 210 165 160 155
Плавность хода, виброзащита 80 55 65 60
Акустический комфорт 70 60 50 50
Микроклимат 60 50 45 45
Комфорт салона 210 175 165 175
Пассажирские места 70 60 55 55
Багажник 70 60 55 60
Трансформация салона 70 55 55 60
Суммарный балл 1000 815 815 810


Не думай о сохатых свысока

Испытания, имитирующие объезд внезапно возникшего препятствия, мы проводим в два этапа. Сначала четверо водителей, уже ознакомившись с автомобилями в штатных режимах движения, пробуют объехать «лося» (коридор из конусов) с первой и единственной попытки на скорости 65 км/ч, причем направление объезда за мгновения до маневра показывает светофор. А затем эксперт в серии заездов определяет предельную скорость выполнения маневра.

Результаты «светофорных» заездов были неутешительными: только 25% попаданий на всех трех машинах. Но вели себя компактвэны по-разному.

Низкая чувствительность на быстрый поворот руля в аварийной ситуации на Фольксвагене оказалась неожиданной для всех — ведь в штатных режимах Touran быстро и охотно следует за баранкой. Тем не менее Volkswagen позволил экс­перту развить самую высокую скорость выполнения маневра — 78,6 км/ч. При этом система стабилизации ESP очень эффективно снижала скорость, гасила занос в зародыше и сразу же отпускала тормоза, чтобы не мешать водителю. А помехой оказалось реактивное действие рулевого управления, сбивавшее испытателя с толку: серьезное сопротивление в начале сменялось провалом, снижающим точность руления.

На «лосином тесте» Citroen высоко поднимает заднее колесо — сказываются малый ход отбоя подвески и большие крены Volkswagen отличился самой «интеллигентной» системой стабилизации Ford послушен, но ESP срабатывает поздновато

C-MAX очень дружелюбен и понятен даже в экстренной ситуации. Но водителям мешал недостаток чувства габарита. Сбитый передним бампером конус вызывал искреннее удивление — многие были уверены, что траектория пройдена чисто. А развить более 77,4 км/ч эксперту помешали прогрессирующий снос передка, ступенька по усилию на руле и неудачная настройка системы стабилизации, которая слишком поздно вмешивалась в дело при заносе.

Волонтеры плохо чувст­вовали и габариты Ситроена и дружно жаловались на заметную ступень по усилию на руле. А для испытателя эта ступенька и вовсе стала непреодолимой: развить 75,5 км/ч стоило невероятных физических усилий. При такой настройке усилителя руля C4 в аварийной ситуации, когда нужно будет очень быстро повернуть руль, не спасут ни хорошая настройка шасси, ни четко работающая ESP.

«Лосиный тест» с первой попытки на скорости 65 км/ч
Автомобили Маневр выполнили
Citroen C4 Picasso 1 водитель из 4
Ford C-MAX 1 водитель из 4
Volkswagen Touran 1 водитель из 4
Максимальная скорость выполнения «лосиного теста», км/ч
Автомобили Скорость
Citroen C4 Picasso 75,5
Ford C-MAX 77,4
Volkswagen Touran 78,6


Паспортные данные
Параметры Автомобили
Citroen C4 Picasso Ford C-MAX Volkswagen Touran
Тип кузова 5-дверный компактвэн 5-дверный компактвэн 5-дверный компактвэн
Число мест 5 5 5
Объем багажника, л 500—1734 473—1633 695—1989
Снаряженная масса, кг 1560 1435 1500
Полная масса, кг 2040 1930 2170
Двигатель бензиновый,
с распределенным впрыском топлива
бензиновый,
с распределенным впрыском топлива
бензиновый,
с непосредственным впрыском,
механическим нагнетателем и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1997 1999 1390
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 85,0/88,0 87,5/83,1 76,5/75,6
Степень сжатия 10,8:1 10,8:1 10,0:1
Число клапанов 16 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 143/103/6000 145/107/6000 140/103/5600
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 200/4000 185/4500 220/1500—4000
Коробка передач механическая,
автоматизированная, 6-ступенчатая
автоматическая,
4-ступенчатая
механическая,
автоматизированная, 6-ступенчатая
Передаточные числа  
I 3,54 2,81 3,46
II 2,04 1,49 2,15
III 1,43 1,00 1,46
IV 1,10 0,72 1,08
V 0,88 1,09
VI 0,75 0,92
задний ход 3,31 2,64 3,99
главная передача 4,18 4,20 4,12
Привод передний передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пневматическая независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые
Шины 215/55 R16 205/55 R16 195/65 R15
Максимальная скорость, км/ч 195 192 198
Время разгона 0—100 км/ч, с 11,3 11,2 9,7
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 11,1 11,3 10,2
загородный цикл 6,2 6,2 6,1
смешанный цикл 8,0 8,1 7,5
Емкость топливного бака, л 60 55 60
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95 бензин АИ-95

Светосила

Citroen С4 Picasso Ford C-MAX Volkswagen Touran

Наглядно оценить эффективность головного освещения позволяет ночная фотосъемка. На снимках хорошо видно, что лучший ближний свет — у Форда: ксенон освещает дорогу даже за пешеходом, который стоит в 80 метрах от автомобиля. Ближний ксеноновый свет у Ситроена слабее, но человек также полностью освещен. А вот «галогенки» Фольксвагена светят неважно: видны лишь ноги пешехода. Дальний свет неплох (человек в 160 метрах от машины виден), но C4 Picasso и C-MAX светят ксеноном гораздо ярче.

Во время фотосъемки в автомобилях находился только водитель, а корректоры фар были установлены в нулевое положение

Ford C-MAX Citroen С4 Picasso Volkswagen Touran
Ближний свет. Пешеход стоит на обочине в 80 м от автомобиля
Дальний свет. Пешеход стоит на середине дороги в 160 м от автомобиля

Семейная безопасность

Если говорить о безопасности, то Ford C-MAX «в базе» оснащен слабее всех в нашей троице — здесь есть только АБС, четыре подушки безопасности и преднатяжители ремней. Надувные занавески, за которые европейский C-MAX заработал дополнительные два балла по методике EuroNCAP, крепления Isofix и система стабилизации предлагаются за доплату. Между тем Volkswagen Touran и Citroen C4 Picasso имеют все это уже в базовой комплектации, а «француз» щеголяет еще и «коленной» подушкой безопасности водителя.

Независимым краш-тестам по методике EuroNCAP подвергались только доре­стайлинговые Ford и Volkswagen, а также семиместный Citroen Grand C4 Picasso.

Ford C-MAX отличается высоким уровнем пассивной безопасности: прочный кузов и эффективные удерживающие системы сработали отлично, но эксперты сняли штрафные баллы за травмоопасную переднюю панель. В итоге — четыре звезды из пяти. Крепления Isofix обеспечили высокую безопасность пассажиров-детей — четыре звезды из пяти. Защита пешеходов — на среднем уровне.

Volkswagen Touran обеспечивает тот же уровень защиты при фронтальном ударе, что и Ford, — штрафные баллы у него сняты за потенциальную травмоопасность передней панели. Боковые удары Touran выдержал немного лучше, заработав максимальную оценку. В итоге — пять звезд. Оба «ребенка» при фронтальном ударе не пострадали, но испытали серьезные нагрузки на шею и грудь. Безопасность пешеходов проработана хорошо — три звезды из четырех возможных.

Citroen Grand C4 Picasso также удостоился высшей оценки в пять звезд. Картину портит лишь один штрафной балл, снятый за потенциально опасную переднюю панель, — не помогла даже «коленная» подушка безопасности водителя. Не все гладко с защитой пассажиров-детей: при фронтальном ударе голова полуторагодовалого «малыша» коснулась спинки сиденья водителя. В итоге только три звезды из пяти. Безопасность пешеходов — средняя.

Ford C-MAX ★★★★☆
Общий рейтинг 31 балл
Фронтальный краш-тест 13 баллов
Боковые краш-тесты 17 баллов
СНРБ* 1 балл
Защита пассажиров-детей 38 баллов
Защита пешеходов 14 баллов
Снаряженная масса 1420 кг
Volkswagen Touran ★★★★★
Общий рейтинг 33 балла
Фронтальный краш-тест 13 баллов
Боковые краш-тесты 18 баллов
СНРБ 2 балла
Защита пассажиров-детей н.д.**
Защита пешеходов 19 баллов
Снаряженная масса 1460 кг
Citroen Grand C4 Picasso ★★★★★
Общий рейтинг 35 баллов
Фронтальный краш-тест 15 баллов
Боковые краш-тесты 18 баллов
СНРБ 2 балла
Защита пассажиров-детей 34 балла
Защита пешеходов 16 баллов
Снаряженная масса 1539 кг
* СНРБ — наличие сигнализации о непристегнутых ремнях безопасности
** Н.д. — нет данных


Обзорность

У Форда — самый большой угол обзора (278,5°) и отличные зеркала без искажающих секций, но нефункциональные треугольные окошки у передних стоек осложняют обзор вперед. У Турана угол обзора — 271,5° и лучшее салонное зеркало, но наружные зеркала слишком низкие, а у распашных дворников самая большая неочищаемая зона. Плюсы Ситроена — большие зеркала и крупные треугольные окна, но на трассе мешает плохой обзор через салонное зеркало (в амбразуру заднего окна почти ничего не видно, из-за чего угол обзора сокращен до 259,5°). А в дождь дело осложняется наибольшей в нашем трио площадью неочищенных зон на лобовом стекле

Автомобиль Суммарный угол обзора, град. Суммарный угол «слепых» зон, град.
Citroen C4 Picasso 259,5 100,5
Ford C-Max 278,5 81,5
Volkswagen Touran 271,5 88,5

Citroen С4 Picasso Ford C-MAX Volkswagen Touran

Точность показаний спидометра
Автомобили Показания спидометра, км/ч
40 60 80 100 120 140 160 180
Истинная скорость, км/ч
Citroen C4 Picasso 37 57 77 97 117 137 157 177
Ford C-MAX 36 56 76 96 115 135 154 174
Volkswagen Touran 37 55 75 94 112 131 150 170

Некоторые результаты измерений Авторевю
Параметры Автомобили
Citroen C4 Picasso Ford C-MAX Volkswagen Touran
Максимальная скорость, км/ч 187,3 180,4 191,6
Время разгона, с 0—50 км/ч 3,6 4,5 3,9
0—100 км/ч 12,0 12,3 9,7
0—150 км/ч 28,5 29,7 24,5
на пути 400 м 18,1 18,4 17,4
на пути 1000 м 33,1 33,7 31,9
60—100 км/ч (III) 7,5
60—100 км/ч (IV) 11,2
80—120 км/ч (V) 16,7
80—120 км/ч (VI) 22,6
60—100 км/ч (D) 7,6 7,5 6,0
80—120 км/ч (D) 9,2 9,6 7,6
Выбег, м с 50 км/ч 634 721 710
130—80 км/ч 1055 1091 1049
160—80 км/ч 1563 1615 1550
Торможение со скорости 100 км/ч путь, м 42,4 42,1 43,1
замедление, м/с² 9,1 9,2 8,9
Торможение со скорости 150 км/ч путь, м 92,7 95,9 99,7
замедление, м/с² 9,4 9,0 8,7

Оснащение участвовавших в тесте автомобилей
Оснащение Автомобили
Citroen C4 Picasso Ford C-MAX Volkswagen Touran
Цена базовой версии, руб./$* 766500/29820 656000/25525 740290/28805
Фронтальные подушки безопасности + + +
Боковые подушки безопасности передние + + +
Подушка защиты коленей водителя +
Надувные занавески + +
АБС + + +
Противобуксовочная система + О +
Система динамической стабилизации + О +
Регулируемая задняя пневматическая подвеска О
Усилитель рулевого управления + + +
Автоматическая коробка передач +** О О***
Клавиши управления АКПП на рулевом колесе +
Мультифункциональное рулевое колесо + –**** О
Регулируемая рулевая колонка по высоте и вылету + + +
Отделка рулевого колеса кожей О + О
Электрообогрев лобового стекла О
Электрорегулировка передних сидений О
Память регулировок сиденья водителя О
Электрообогрев передних сидений + О О
Внутреннее зеркало заднего вида с автозатемнением О +
Встроенный телефон О О
Центральный замок (дистанционный) О + +
Противоугонная сигнализация О О
Охлаждаемый бокс + +
Климат-контроль раздельный + О О
Электропривод и обогрев наружных зеркал + + +
Электропривод складывания наружных зеркал О
Электростеклоподъемники передние + + +
Электростеклоподъемники задние О + О
Складывающиеся по частям спинки задних сидений + + +
Регулируемые задние сиденья + + +
CD-аудиосистема О + +
CD-чейнджер О +
Датчик освещения О + О
Датчик дождя О + О
Маршрутный компьютер + + +
Круиз-контроль + +
Панорамная крыша О +
Парктроник передний О
Парктроник задний О О
Система определения места для парковки О
Задние подголовники + + +
Отделка салона алькантарой О
Комбинированная отделка сидений (кожа, ткань) О
Отделка салона деревом О
Дистанционный замок лючка бензобака + +
Ксеноновые фары ближнего света О О
Противотуманные фары + + О
Омыватель фар + О О
Солнцезащитная шторка задняя О
Солнцезащитные шторки боковые О
Съемная тележка Modubox (изотермическая) О
Легкосплавные колеса О О О
Полноразмерное запасное колесо –***** О
Металлическая защита моторного отсека
Окраска «металлик» О О О
Цена тестируемого автомобиля, руб./$* 1236000/48100 828900/32255 911600/35470
* По курсу $1=25,7 руб.
** Роботизированная «механика»
*** DSG
**** На рулевой колонке
***** Ремкомплект (в базовой версии полноразмерное запасное колесо)
(+) Комплектация базовой версии
(–) В базовой комплектации отсутствует
(О) Опции, установленные на участвовавшие в тесте автомобили

Что почем?

Ford C-MAX наиболее доступен: цены начинаются от 510 тысяч рублей ($19844)* за базовую версию 1.6 (100 л.с.) с четырьмя подушками безопасности, АБС, электроприводом зеркал и перед­них стеклоподъемников. Даже кондиционера нет. Он, как и бортовой компьютер, обогрев зеркал и CD-магнитола, доступен «в базе» лишь в комплектации Trend с двигателем объемом 1,8 л (125 л.с.) за 590 тысяч рублей ($22957). Тот же набор и у двухлитровой версии (145 л.с.) — с «автоматом» она стоит 656 тысяч рублей ($25525). Список опций чрезвычайно широк, но доплачивать придется даже за докатку ($50)! Мы же испытывали C-MAX 2.0 AT Titanium: полный электропакет, двухзонный климат-контроль, противотуманные фары, легкосплавные колеса, датчики света и дождя. Плюс опционные спортивные сиденья ($790) стеклянная крыша ($740), биксеноновые фары ($1080), система стабилизации ($595) и парктроник ($300) — получилось 828900 рублей ($32255). А самый дорогой C-MAX — дизельный. Версия 2.0 TDCi Trend (136 л.с.) обойдется в 699 тысяч рублей ($27200). Срок ожидания заказанного автомобиля — четыре месяца.

Гарантия — 2 года или 100000 км пробега. Продажей автомобилей Ford занимаются 134 дилера в 85 городах России.

Volkswagen Touran «в базе» оснащен богаче — шесть подушек безопасности, система стабилизации, кондиционер, CD/mp3-магнитола и обогрев зеркал. Но и цена повыше: Touran 1.6 (102 л.с.) предлагается за 664600 рублей ($25860) — на $3600 дороже аналогично оснащенного Форда. Дополнительно на Touran в богатой версии Highline можно заказать третий ряд сидений ($860), люк с электроприводом ($950), навигационную систему ($870), а также люкс-пакет, включающий кожаный салон, подогрев передних сидений и биксеноновые фары ($2530). Двигатель 1.4 TSI (140 л.с.) с двойным наддувом, полностью заменивший «атмосферник» 2.0 FSI, поднимает цену до 740290 рублей ($28805). А «наш» Touran 1.4 TSI Highline (двухзонный климат-конт­роль, полный электропакет, легкосплавные колеса) с «роботом» DSG (плюс 56540 рублей, или $2200) стоит уже 911600 рублей ($35470). Топ-версия с форсированным до 170 л.с. мотором TSI и коробкой DSG оценивается в 933940 рублей ($36340). Можно выбрать и Touran на тяжелом топливе. Цены на дизельные компактвэны: от 772030 рублей ($30040) за базовый 1.9 TDI (105 л.с.) до 881 тысячи рублей ($34280) за версию Highline 2.0 TDI (140 л.с.). Ждать заказанный автомобиль придется до четырех месяцев.

Гарантия — 2 года без ограничения пробега. Продажей автомобилей Volkswagen занимаются 54 дилера в 35 городах России.

Citroen C4 Picasso дороже всех — версия 1.8 Base (127 л.с.) предлагается за 689500 рублей ($26830*), при этом нет ни кондиционера, ни музыки. Зато есть семь подушек безопасности, система стабилизации, круиз-контроль, противотуманные фары и обогрев зеркал. За климат-контроль, CD-магнитолу, электропривод задних стекол, датчики света и дождя версии Confort придется доплатить 75250 рублей ($2930). Цены на C4 Picasso с двухлитровым мотором (143 л.с.) и шестиступенчатой роботизированной коробкой передач начинаются от 766500 рублей ($29820) за базовую версию с кондиционером. В наших руках побывал C4 Picasso 2.0 Exclusive за 908250 рублей ($35340): задний парктроник, легкосплавные колеса и задняя пневмоподвеска, поддерживающая постоянный клиренс и «приседающая» для облегчения погрузки. А полный пакет опций (стеклянная крыша, двухзонный парк­троник, изотермическая тележка в багажнике и многое другое) поднял его цену до невероятных 1 млн 236 тысяч рублей ($48100)! Есть C4 Picasso 2.0 Exclusive и с четырехступенчатым «автоматом» — 936250 рублей ($36430). Срок поставки заказанного автомобиля — те же четыре месяца.

Гарантия — 2 года без ограничения пробега. Продажей автомобилей Citroen занимаются 43 дилера в 22 городах России.

* По курсу $1=25,7 руб.

Стоимость регламентного техобслуживания с расходными материалами и запчастями, руб.
Плановое обслуживание Автомобили
Citroen C4 Picasso Ford C-MAX Volkswagen Touran*
Стоимость нормочаса 1208 1290 1568
Пробег, км 15000 4200 4800
20000 4200
30000 4200 10500
40000 7290
45000 7700 4800
60000 5190 4200 15000
75000 4200 4800
80000 25340
90000 16500 10500
Итого 41990 41030 50400
* Цены номинированы в евро и пересчитаны по курсу ЦБ РФ на 17.09.2007

Ориентировочные цены на оригинальные запчасти у московских дилеров, руб.
Запчасти Автомобили
  Citroen C4 Picasso Ford C-MAX Volkswagen Touran*
Фильтр масляный 442 338 728
Фильтр топливный 364 1534
Фильтр воздушный 624 546 1170
Фильтр салонный 806 806 598
Свеча зажигания 338 338 780
Колодки передние 2184 3146 5356
Колодки задние 2028 3146 3042
Амортизатор передний 2028 4238 5694
Амортизатор задний 2470 4056 4784
Фара передняя 20930 16562 10634
Фонарь задний 2000 11648 3094
Крыло переднее 9048 6292 5330
Бампер передний 14066 13442 8164
Капот 13260 12272 10348
Лобовое стекло 18408 16198 8684
* Цены номинированы в евро и пересчитаны по курсу ЦБ РФ на 17.09.2007

Что еще?

Выбирая компактвэн с мощным мотором и автоматической трансмиссией, стоит обратить внимание на семиместный Opel Zafira. Более доступная версия с двигателем 1.8 (140 л.с.) и «роботом» Easytronic предлагается за 619 тысяч рублей ($24090)*, а Zafira 2.2 (150 л.с.) с настоящим «автоматом» — за 819 тысяч рублей ($31870). Плюсы Зафиры — сочетание хорошей плавности хода, надежной управляемости и удобного салона. Подробности — в АР №19, 2005 и АР №18, 2006.

Kia Carens второго поколения, еще не побывавший в руках наших экспертов, оснащается двухлитровым двигателем мощностью 145 л.с. Цены на пятиместную версию с «автоматом» начинаются от 723 тысяч рублей ($28130), а семиместный компактвэн обойдется на 14 тысяч рублей ($540) дороже.

Toyota Corolla Verso недавно пережила легкий рестайлинг — немного изменилось оформление передка. Двигатель прежний — объемом 1,8 л (129 л.с.), вместо «автомата» предлагается роботизированная коробка ММТ, работа которой нам не понравилась. Такая Corolla Verso стоит 736 тысяч рублей ($28640). Подробности — в АР №19, 2005.

Opel Zafira Kia Carens Toyota Corolla Verso
Renault Scenic Seat Altea Mercedes-Benz B200

Обновленный Renault Scenic с мотором 2.0 (136 л.с.) и автоматической коробкой передач стоит 784950 рублей ($30540), а удлиненная семиместная модификация Grand Scenic — 824700 рублей ($32090). Дорестайлинговые машины порадовали нас очень комфортной подвеской, но огорчили неоднозначной управляемостью и не слишком расторопным «автоматом» (см. АР №18, 2004 и АР №18, 2006).

Seat Altea — новичок российского рынка. В основе пятиместного компактвэна лежит гольф-платформа, но Seat и Touran отличаются дизайном. Цены на Altea с двигателем 2.0 FSI (150 л.с.) и «автоматом» начинаются от $33900.

Mercedes-Benz B-класса — самая дорогая альтернатива. Модификация B200 с двухлитровым мотором мощностью 136 л.с. и вариатором Autotronic стоит от 1011500 рублей ($39360). Управляется «немец» без азарта, зато надежно, а вот плавность хода далека от образцовой. Подробности — в АР №19, 2005.

* В скобках указаны ориентировочные цены в долларах США по курсу $1=25,7 руб.

Источник: АвтоРЕВЮ