Первая ступень. Обновленный Volkswagen Phaeton

15 сентября 2007 •  Прокомментировать тестдрайв

Леонид ГОЛОВАНОВ, фото автора

Мотора в салоне почти не слышно, разгон — мягкий и стремительный. От перфорированной кожи вентилируемых кресел исходит легкий холодок… Это — обновленный Volkswagen Phaeton, один из самых люксовых и при этом самых недооцененных автомобилей на планете. Ведь главная его проблема — не та эмблема.

Здесь, в Германии, Volkswagen Phaeton — свой. На нем ездил Герхард Шредер, на нем ездит Ангела Меркель. Ведь логотип в виде вписанных в круг букв V и W для немцев — как для нас вазовская ладья или газовский олень.

Если бы не Германия, Phaeton можно было бы вообще снимать с конвейера. Самый крупный экспортный рынок для Фаэтона — Южная Корея: 776 проданных автомобилей за весь 2006 год. Остальные страны? Испания — 226 Фаэтонов, Россия — 80, Нидерланды — 46, Финляндия и Дания — по 9 машин…

«Мемориальная доска» под шкалами и боковые указатели температуры масла и бортового напряжения — пожалуй, самые неуместные детали в Фаэтоне
С руля очень удобно управлять радарным круиз-контролем, который отныне умеет тормозить до полной остановки Кнопки, «анимированная» рукоятка и меню стали благороднее, но до топ-уровня еще далеко

Как пела группа Колибри, «это полный провал». Строили планы на 20—30 тысяч люксовых седанов в год, ради этого в 2002 году в Дрездене открыли пафосную Стеклянную мануфактуру… Но в ее прозрачных стенах удается собрать всего лишь 6000 Фаэтонов в год, от трети до половины которых покупают свои — немцы.

Да, Phaeton — немецкий. Очень немецкий. Пятиметровый полноприводный танк с почти безупречным интерьером. Тиснение пластика «под кожу» кажется еще более натуральным, чем у натуральной кожи кресел. Откидные подлокотники с выстланными бархатом внутренностями сделаны на века. Кабинетные кресла, чопорный руль с крупными плоскими кнопками, консервативные приборы с бликующими антибликовыми стеклышками и забавной «хромированной» пластмассовой бляхой с надписью PHAETON — чтобы не забывали, чтобы не перепутали, не дай бог, с Мерседесом или Audi… Ja-ja, das ist Phaeton. Das ist Fantastisch?

Под журчащий приглушенный голос V-образной «восьмерки» длиннобазный Phaeton 4.2 FSI плавно, но энергично набирает скорость. На «доавтобанных» режимах руль слишком «легкий», что заставляет не отрывать взгляд от дороги ни на мгновение, поскольку реакции у тяжелой машины быстрые и весьма точные. Но стоит мелькнуть знаку «конец всех ограничений» — и спустя полминуты стрелка касается риски 260 км/ч, баранка обретает идеально выверенную «тяжесть» и Phaeton образцово прописывает затяжные дуги автобана под Мюнхеном. Полет, а не вождение. И только тормоза способны вернуть на землю: стоит посильнее коснуться педали, как флагманский Volkswagen заметно клюет носом с моментальным, подозрительно ранним срабатыванием АБС. А еще могли бы тише гудеть шины — и не так явственно шелестеть рассекаемый воздух: на высоких скоростях общаться с задним пассажиром вполголоса уже трудно.

Следы обновления — полоска хрома и светодиодные «дневные огни»
Пластик отделки безупречен! А дефлекторы против запотевания стекол — особая гордость фольксвагеновцев
Кресла монументальны, а встроенная вентиляция эффективна даже на первой скорости Откидные подлокотники с потайными отсеками внутри — настоящий хай-энд

Да, Phaeton не идеален. Даже после обновления. Светодиодные полосы под фарами стали постоянно источать яркий «дневной свет», на корпусах наружных зеркал появились локаторы «слепых» зон Side Assist, а радарный круиз-контроль научился удивительно точно тормозить вслед за впереди идущей машиной до полной остановки (если замедление не превышает 0,4 g) и трогаться вновь. В пробках — удивительно удобная штука! И работает едва ли не лучше, чем у Мерседеса S-класса. Причем вся эта электроника будет и на российских Фаэтонах — равно как и полная гамма моторов, включая современный турбодизель 3.0 мощностью 233 л.с. c чистейшим выхлопом Euro 5. Вдобавок отныне все Фаэтоны — только с полным приводом и только с «автоматами». Правда, версии V10 TDI больше не будет, зато базовый бензиновый мотор V6 3.2 теперь с непосредственным впрыском и развивает 255 л.с. вместо 241.

Но несмотря на то что Phaeton 3.2 FSI стоит ровно столько же, сколько и Audi A6 quattro с аналогичным мотором, сравнивать его нужно с Audi A8, Мерседесом S-класса… А разве сравнить примитивную графику фольксвагеновского экрана с красивейшей мерседесовской анимацией? Или обыденный звук аудиосистемы Фаэтона с хай-эндовской точностью музыки Mark Levinson в Лексусе LS?

Volkswagen Phaeton хорош. Судя по нашим тестам, он даже не уступает Audi A8. Но чтобы отвоевать место под люксовым солнцем, у него должна быть своя «фишка». В чем она? Только в монументальности?

А главная проблема — это эмблема. Продать за $80—140 тысяч автомобиль с логотипом Volkswagen при том, что Mercedes, BMW, Audi, Lexus или Jaguar пусть и дороже, но не намного… В мире брендов, на этой ярмарке тщеславия — архисложная задача, выполнить которую не удалось даже отделению Volkswagen of America. Казалось бы, американцы — народ прагматичный, соотношение цены и качества ловят на раз. Но вместо планируемых 10 тысяч Фаэтонов в Америке продано чуть более трех тысяч — и не за год, а за три с половиной! И год назад Phaeton тихо убрали из модельной линейки североамериканских Фольксвагенов. Остались Германия, Южная Корея… И «все остальные рынки», с миру по нитке.


Чопорно, качественно, старомодно… Полоса дерева на панели — это шторки дефлекторов обдува, которые открываются в зависимости от режима работы системы вентиляции

Есть, конечно, политизированное мнение — мол, американцы бойкотируют немецкие товары из-за твердой позиции Германии по иракскому вопросу. Но BMW, Мерседесы и Audi в Штатах покупают. Да и Фольксвагены тоже — Гольфы, Джетты, Пассаты…

А можно ли вообще продавать под одним брендом столь разные машины, как Phaeton и Golf, уж не говоря про Polo или, прости господи, Gol/Pointer?

Чем дороже товар, тем важнее и весомее его марка и все, что эту марку окружает. Атмосфера магазинов и сервисов, легенды и мифы, социальные клише, рекламный гламур, гламурный пиар, прямой маркетинг, кривой маркетинг и прочая мишура жизни — бессмысленная, но очень выгодная. Возьмите швейцарские часы: Tissot и Longines входят в один концерн, часто имеют внутри один и тот же механизм ETA, но… Другой корпус, циферблат с эмблемой Longines — и предмет практически той же себестоимости с легкостью продается в несколько раз дороже.

Прямая аналогия с Фаэтоном и Bentley, не правда ли?

Ведь Phaeton — это и есть Bentley. Вернее, наоборот: купе Continental GT и седан Flying Spur построены на общей с Фаэтоном и Audi A8 платформе D3 с массой общих компонентов, а Flying Spur еще и выпускается параллельно с флагманским Фольксвагеном на той же Стеклянной мануфактуре в Дрездене. Схожая начинка, те же технологии, но разный дизайн и, что самое главное, разные марки. В итоге Volkswagen с трудом набирает 6000 заказов в год, а за Bentley, который втрое дороже, выстраиваются очереди миллионеров, и годовой объем выпуска уже превысил 9000 машин!

А теперь вопрос: неужели этого не предвидел мудрейший Фердинанд Пьех, серый кардинал, бессменный тайный и явный властитель всея империи Volkswagen/Audi/Porsche? О чем думал он, сначала затевая провалившийся проект Passat W8, а потом и Phaeton?

Помните знаменитый ответ члена ЦК КПК Чжоу Эньлая на вопрос американского политика Генри Киссинджера о том, какое влияние оказала на Китай Великая французская революция? «Слишком рано судить о последствиях», — согласно Киссинджеру, изрек мудрый китайский коммунист.

Тут то же самое. Слишком рано судить о последствиях.

На сегодняшний день Phaeton потерпел коммерческое фиаско. Сами фольксвагеновцы признают, что переоценили емкость рынка, и теперь ломают голову над тем, как минимизировать убытки. Но параллельный проект Bentley прибылен — это раз. А главное даже не это. Главное — это борьба за выживание с концерном Toyota. Который практически монополизировал внутренний рынок Японии, выпуская все виды автомобилей — от «малыша» Yaris до представительского седана Celsior, который только недавно стал продаваться на Островах как Lexus LS. А венчает легковую гамму 12-цилиндровый лимузин Century длиной 5,3 метра, который вполне можно сравнивать с Bentley Arnage.

Так выглядит задний пульт управления микроклиматом у пятиместных машин Стекла — двухслойные, но шум ветра назойлив начиная со 140 км/ч Раздельные кресла с серворегулировками можно заказать и в «коротком» кузове, но на этом снимке — интерьер длиннобазной машины. Не хватает только выдвижных столиков
В козырьках оригинальные «двухслойные» зеркала — есть и обычное, и увеличительное Задний пульт «климата» у четырехместной машины забавно «растет» из центрального тоннеля У четырехместных Фаэтонов и спереди, и сзади есть и вентиляция, и массаж

Поэтому владельцу Тойоты практически нет нужды изменять марке на протяжении всей жизни: взрослея и матерея, он просто пересаживается с одной машины на другую, в идеале заканчивая ее президентом компании на заднем сиденье Century.

Почему подобного не может предложить и Volkswagen?

Этого и хочет Пьех: превратить «народные» автомобили в мощный, престижный и «всеобъемлющий» бренд. И частично его задача уже увенчалась успехом. Ведь под маркой, полвека назад известной лишь по дешевым Жукам, выпускаются двойники таких машин, как Porsche Cayenne и Bentley. А ротация специалистов внутри отделений Volkswagen, Audi, Bentley и даже Bugatti позволяет поднять инженерный уровень всего концерна. Тот, кто вчера настраивал купе Continental GT, завтра будет работать над Polo.

А провал Фаэтона… «Вспомните Audi A8, — рассуждают фольксвагеновцы. — Машина первого поколения тоже считалась неудачной: немцы сперва просто косились на нее из окон своих Мерседесов и BMW. А машину второго поколения уже начали покупать».

Phaeton первого поколения был обречен — как обречена первая ступень ракеты-носителя. Просто у нее такая задача. Отработать, отделиться и упасть посреди бескрайней степи, но передать эстафету второй ступени. Которая, кстати, тоже обречена сгореть в плотных слоях атмосферы — как, возможно, «сгорит» и Phaeton второго поколения, который ожидается года через два.

Но главная задача разгонных ступеней — вывести на орбиту ценный груз. Логотип VW.


Длиннобазный Phaeton, «растянутый» на 120 мм (на снимке), в России можно купить за $86240 — столько стоит пятиместная машина с бензиновым мотором V6 3.2 FSI. Цены на «короткий» Phaeton начинаются от $78837. А «длинный» четырехместный седан с двигателем W12 обойдется минимум в $141000

Источник: АвтоРЕВЮ