Будь здоров!. Поздравляем Volkswagen Golf GTI Edition 35 c юбилеем
5 июля 2011
Поделиться:
И мне тридцать пять. Смотрю на самый первый Golf GTI и понимаю, что, наверное это немало. Он угловатый и, несмотря на опеку заводских музейщиков, пахнет старостью внутри. Поездить на праотце всех хот-хэтчей не дают. Журналисты уже доломали одну из двух машин, приготовленных для мероприятия, так что исправную поставили на якорь. Зато юбилейная версия «шестого» Гольфа GTI — Edition 35 — доступна сразу в нескольких вариантах: с трёх- и пятидверным кузовом, с «механикой» и Жуткий автомобиль! Покупаешь такой — и у тебя всё есть. И тошнотворный в своей систематизированной правильности семейный хэтчбек Volkswagen Golf с фантастическими сиденьями, дорогим пластиком, климат-контролем да умной навигацией. И 235-сильный турбомотор, способный поднять всё это барахло за 6,6 с до 100 км/ч и волочь на себе до 247. Причём двигатель не аудюшный, как у стандартного «шестого» Гольфа GTI, а свой, фольксвагеновский, от нынешнего полноприводника Golf R. Только дефорсированный. Тем не менее у «тридцать пятого» остался соблазнительный подхват на высоких оборотах, после пяти тысяч.
А ведь планировалось продать всего 5000 автомобилей Golf GTI в качестве эксперимента, который вылился в почти два миллиона машин шести поколений.
Так ли далеко ушёл Volkswagen Golf от своих корней? И, кстати, что там говорят про «классическую клетчатую обивку кресел»? Была и такая вот, развесёлая в полоску.
При этом Volkswagen такой тихий, шумоизолированный. С передним пассажиром водитель переговаривается без напряжения, лишь изредка дважды повторяя что-то заднему. После 160 км/ч. Подвеска, правда, жестковата. Не жёстче, чем у «пятого» Гольфа GTI, но пики вертикальных ускорений не удаётся разгладить, даже если перевести адаптивные амортизаторы в комфортный режим. Впрочем, иначе не добиться от машины такой отзывчивости на отклонение руля.
Баранка пустовата в нуле ровно настолько, чтобы идентифицировать электроусилитель. Не загрязняя эфир искусственным стабилизирующим действием, привод позволяет держаться в левом ряду автобана одной левой. На второстепенных дорожках совершенно отсутствуют запаздывания при смене курса, хотя отклики парадоксально неостры. Быстрые повороты Golf прокатывает с несвойственной переднеприводникам нейтральностью, позволяя рано переходить на газ.
Если бы не феноменально удобные сиденья, GTI сошёл бы внутри за обычный Golf. Стрелка тахометра доходит почти до отметки семь тысяч оборотов, и последняя треть этого путешествия протекает теперь особенно живо.
Штрихи к портрету юбиляра. Цвета кузова могут меняться, но чёрно-красные акценты в интерьере остаются неизменными. Как и чёрные элементы внешнего декора.
Даже звук двигателя, которого как бы нет, есть. И настроение в нём есть. А выпуск под сброс газа забавно бумкает, словно сабвуфер в багажнике. Тихо-тихо, но это заставляет улыбнуться. И немцы улыбаются: это побочный эффект — акустики ничего подобного не планировали, но раз случайно вышло, решили оставить. Если тормозить двигателем, выдерживая определённое положение дросселя, то можно устроить себе едва слышимую мини-дискотеку. Пумм-бумм-пумм-умм... I’m totally addicted to bass.
Крутящего момента в 300 Н•м (против 270 у просто GTI) вполне достаточно, чтобы преодолеть упрямство шин Continental SportContact 2 на ведущих колёсах. Но электронная имитация блокировки XDS всегда готова пресечь пробуксовку тормозами. Чтобы такое вмешательство не казалось навязчивым, надо работать рулём в минимальных углах.
Любопытно, что на автомобиле с DSG мотор кажется более отзывчивым. А во всём виноват не очень совершенный привод сцепления и средненький, для эталонного хот-хэтча, механизм переключения ручной коробки. Пока отработает рычаг, пока нога выберет метровый ход педали, внимание водителя уже рассеяно. «Преселективка» с двумя сцеплениями, может быть, и неидеальна, но фокусирует меня именно на работе акселератором. При наличии 25 дополнительных «лошадей» в верхнем диапазоне это доставляет удовольствие.
Несмотря на нарядный вид с фамильными вмятинками на набалдашнике, рычаг «механики» не лучший друг водителя в этой машине. Селектор DSG оформлен в той же стилистике и так же соседствует с клавишами деактивации ESP, выбора режимов амортизаторов и включения парковочной автоматики.
К 35-летию Golf GTI получил от дизайнеров легкосплавные 18-дюймовые диски Watkins Glen, названные в честь американской гоночной трассы. А вот маркетологи рискуют опоздать с поздравлениями: в России машина появится только к концу года. Сейчас в Германии Edition 35 стоит на 6400 евро дешевле, чем Golf R, и на 3150 евро дороже, чем обычный GTI, за который в России просят минимум 1 114 000 рублей.
Если уж из всех хот-хэтчей на рынке вы решили выбрать уравновешенный во всех отношениях Golf, то незазорно заказать Edition 35 с «роботом». Чего уж — таким и должен быть современный GTI. Мы уже смирились с тем, что культовые автомобили подружились с преселективной коробкой: Mitsubishi Evo X, Nissan GT-R, Porsche 911 Turbo, Ferrari 458... Вопрос в том, как будет дальше развиваться подвид GTI. Честно говоря, эта версия Edition 35 так хороша, что напоминает прощальную. Не хотелось бы. Надо скорее задуть свечи на торте, пожелать крепкого здоровья и заставить немцев загадать смелое желание.
Паспортные данные
Volkswagen Golf
GTI Edition 35
Кузов
Тип кузова
хэтчбек
Число дверей/мест
5/5 или 3/5
Длина, мм
4199
Ширина, мм
1786
Высота, мм
1500
Колёсная база, мм
2578
Колея передняя/задняя, мм
1533/1514
Снаряжённая масса, кг
1401 (1420)*
Полная масса, кг
1890 (1910)
Объём багажника, л
350–1305
Двигатель
Тип
бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом
Оказывается, уже лет пять мотористы марки Volkswagen отвечают в концерне за разработку только двигателей 1.2, 1.4 и 1.6. А моторами большего объёма занимаются инженеры Audi. Доводке стандартного для «шестого» Гольфа GTI аудюшного турбомотора EA888 в Вольфсбурге предпочли менее затратную дефорсировку старой 152-килограммовой «четвёрки» EA113, всё ещё используемой на R-версии. Давление наддува снизили с 1,2 бара до 0,9, получив 235 сил вместо 270. Если бы нам предоставили график внешней скоростной характеристики «сдутой» модификации, то там обнаружились бы сразу две характерные полки: и у кривой момента (в диапазоне 2200–5500 об/мин), и у кривой мощности (5500–6300). А главным достижением немцы считают паспортный расход в сертификационном цикле — 8,0 л/100 км для версии с DSG. Причём GTI может потреблять и АИ-95. Однако, как водится, заявленные показатели расхода не имеют никакого отношения к режиму «педаль в полу» — тут каждый цилиндр ест за четверых.
Golf GTI делают таковым прежде всего настройки шасси. Архитектурно тут всё, как у обычного Гольфа, но характеристики эластичных соединений адаптированы, использованы более жёсткие пружины, амортизаторы и стабилизаторы. Меньше клиренс: на 22 мм спереди и на 15 мм сзади. В случае использования электронноуправляемых амортизаторов Monroe (на схеме), GTI обрастает дополнительными нервными окончаниями датчиков.
История (Роберт Есенов)
Основатель класса хот-хэтчей — оригинальный Golf GTI. Под капотом — «четвёрка» 1.6 с системой механического впрыска, разработанная инженерами Audi под началом Фердинанда Пиха для модели Audi 80 GTE. По тем временам 182 км/ч максимальной скорости и 9,1 с до сотни были отменными показателями. Первоначально планировалось выпустить ограниченную серию всего из пяти тысяч экземпляров, но реальные продажи исчислялись другими порядками!
Второе поколение вышло на рынок в 1984-м. Новый двигатель объёмом 1,8 л развивал 112 л.с. Выросшая масса ухудшила разгонную динамику: 0–100 км/ч — за 9,7 с. Хотя потолок вырос до 186 км/ч. Через три года хэтчбек получил новый 139-сильный мотор и АБС. А в 1989-м на базе GTI вышла модификация G60 со 160-сильным «компрессорным» мотором. Последний год производства ознаменовался выпуском миллионной версии GTI.
«Третий» Golf GTI (1991–1998) вначале не мог похвастать выдающимися показателями. C мотора 2.0 были сняты скромные 115 л.с. Но спустя пару лет переход на 16-клапанную схему позволил увеличить отдачу до 150 сил. С таким «сердцем» машина развивала 215 км/ч и преодолевала отметку 100 км/ч за 8,7 с.
В четвёртом поколении (1998–2004) понятие GTI выродилось в обозначение комплектации. Golf GTI мог быть 115- и 125-сильным (с «атмосферниками» 2.0 и 1.8), а с наддувом — 150- и даже 180-сильным. Был даже дизельный GTI 1.9 (115 л.с.). Среднеарифметический 150-сильный GTI тратил на разгон до сотни восемь секунд и развивал 216 км/ч.
Знакомый нам не понаслышке Golf GTI образца 2004 года должен был вернуть понятие GTI к истокам — и машину встретили на ура. Такой прессы не удостаивался ни один Volkswagen последних лет — журналисты расхваливали машину пятого поколения на все лады. Новое шасси с задней многорычажкой отлично подошло двухлитровой «турбочетвёрке» семейства EA113, развивающей 200 л.с. и 280 Н•м. На выбор предлагались шестиступенчатая «механика» или шестидиапазонный «робот» DSG с двумя сцеплениями. В первом случае хэтчбек достигал 100 км/ч за 7,2 с и развивал 235 км/ч, а во втором — за 6,9 с при потолке 233 км/ч.
«Шестой» GTI дебютировал на Парижском мотор-шоу в сентябре 2008 года. Исторический круг замкнулся: GTI снова получил мотор, разработанный Audi: 210-сильную «четвёрку» 2.0 серии EA888 (280 Н•м) с турбокомпрессором BorgWarner K03 и непосредственным впрыском топлива. Версия с шестиступенчатой «механикой» разгоняется до 100 км/ч за 7,2 с, а с «роботом» DSG — за 6,9. Максималка — 238 км/ч. Выпуск автомобиля налажен на заводе в Вольфсбурге.
За кадром
Нашей группе повезло: тест-драйв спецверсии совпал со знаменитой гонкой «24 часа Нюрбургринга», на которую я давно мечтал попасть. К гоночному уикенду Volkswagen подготовил сразу несколько боевых Гольфов GTI. Для двухчасовых заездов классических автомобилей фирмой KWL Motorsport был построен GTI 16S первого поколения с «широким кузовом». Машина массой около 830 кг оснащена 16-клапанным двигателем 1.6 мощностью 215 л.с. и секвентальной пятиступенчатой «механикой». Десять кругов по Нюрбургрингу (лучший — 10:41,566) автомобиль прошёл за 1:52:18,461, финишировав 11-м в абсолюте и первым в классе атмосферных двигателей объёмом до двух литров. А нижняя фотография сделана уже на «Фестивале скорости» в британском Гудвуде, где Vokswagen продолжил празднества.
В самом суточном марафоне приняли участие три полноприводных прототипа Golf24 с «турбопятёрками» Audi, форсированными до 450 л.с. О серьёзной подготовке говорил тот факт, что в этом же классе был заявлен, например, Nissan GT-R, а лучший круг Гольфа в гонке не смог побить никто из сопреников по категории — 8:52,421. Среди пилотов есть звёзды: Марк Бланделл, Джонни Херберт... Любопытно, что победитель нынешнего суперкубка Porsche Рене Раст был заявлен сразу за два экипажа. К сожалению, ни один из супер-Гольфов не добрался до финиша. Падающее знамя поддержали почти серийные Scirocco, работающие на природном газе,— первое и второе места в классе с автоматическими трансмиссиями (26-е и 46-е места в абсолюте).
Фотографии, не вошедшие в материал, смотрите в разделе «Крупным планом», а фоторепортаж с гонки «24 часа Нюрбургринга» на страничке DRIVE.RU в сети Facebook. А мы благодарим Nikon за поддержку.